"Науки о Земле"

Как Земля образовалась и как развивалась. Что сегодня влияет на на нашу Землю. Что такое эффект Кориолиса, и многое многое другое.

UNREAD_POST Хамедафна » Сб окт 01, 2011 12:16 pm

Доброго времени суток! Я хочу предложить концепцию для большой выставки «Науки о Земле».

Школьный курс географии формирует представление о Земле как о Шаре, вращающемся вокруг Солнца. Каждый школьник знает, что Земля имеет 3 оболочки – литосферу, гидросферу и атмосферу, и что на Земле есть Жизнь. И каждый, окончивший школу, человек твердо понимает, что Живое вещество постоянно взаимодействует с географической оболочкой, изменяя ее. Но школьный курс практически умалчивает о том, что Земля – сама как Живая – она изменяется со временем, меняет свою форму, свою скорость, что внутри тела Земли протекают непостижимые процессы – и все это так же влияет на Живое вещество.

Цель выставки – показать людям, что наша планета – не простой шарик, у которого есть ядро, мантия и кора, а сверху еще океан и атмосфера, и который вращается вокруг Солнца; но – подобна живому организму, который постоянно и неуклонно изменяется во времени.

Вот набросок тем, которые было бы интересно осветить:

Вселенная
1) Когда образовалась
2) Как образовалась
3) Как развивалась
Собственно образование вещества, пространства и времени.

Солнечная система
1) Как часть Вселенной, ее место во вселенной
2) Как образовалась и как развивалась
3) Солнце и планеты
4) Орбиты и траектории движения Земли, Планет и всей Солнечной системы

Земля
1) Место Земли в Солнечной системе, происхождение Земли, Луна
2) Реальная форма Земли (ведь не идеальный же шар!)
3) Строение Земли
4) Движения Земли , взаимодействие Земля-Луна
+ эфффект Кориоллиса, Магнитосфера, Полюса и др.

Смена времени суток и сезонов связаны с движением Земли – отсюда можно сделать ответвление в Фенологию – науку о сезонных явлениях в природе как отдельную экскурсию или как отсылку к «Биопарку».

Еще одно возможное ответвление – История Земли – геология, палеогеография, палеоботаника и палеозоология.
Аватара пользователя
Хамедафна
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: Чт сен 29, 2011 9:49 pm

UNREAD_POST Дмитрий Якубов » Сб окт 08, 2011 1:21 pm

Для начала просто предлагаю коллекционировать разные интересные (и эффектные) материалы. Вот, например:

"345 кадров полярного сияния, снятых с Международной космической станции, сведены в один короткий видеоролик."

Изображение

http://www.youtube.com/watch?v=ogtKe7N05F0
Аватара пользователя
Дмитрий Якубов
 
Сообщения: 264
Зарегистрирован: Пт сен 11, 2009 11:03 pm
Откуда: Музей "СФЕРА"

UNREAD_POST Хамедафна » Вс окт 09, 2011 10:22 pm

Изображение
Вот обычная схема строения СС. Не очень эффектно, но наглядно (что бы ни чего не забыть).
А есть на форуме физики?!
Аватара пользователя
Хамедафна
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: Чт сен 29, 2011 9:49 pm

UNREAD_POST Хамедафна » Ср окт 12, 2011 6:30 pm

Изображение

Европа - второй спутник Юпитера, давно интригует ученых как возможная колыбель внеземной жизни. Светлая окраска Европы давно наводила мысль о ледяной коре. И действительно, снимки сделанные космическим аппаратом НАСА "Галилео", в 1995-2003 гг исследовавшего систему Юпитера, выявили в ледяном панцире Европы разветвленную сеть замерзших трещин, а некоторые участки выглядели как торосистый лед. Причина трещеватости и торошения поверхности - приливное воздействие Юпитера. Крайне вероятно, что под ледяным панцирем находится океан.
Изображение
Считается, что Европа имеет большое металлическое ядро(до половины радиуса), толщина водно-леляной оболочки оценивается в 80-170 км; а мощность ледяного покрова 2-20 км.

Не смотря на большое растояние Европы от Солнца и "недостаток тепла", энергии приливных сил хватает на то, что бы держать большую часть воды в жидком состоянии! Нет ни каких причин, по которым в океане Европы не могли бы существовать органические вещества, а если так, то нет ли там жизни?

Для жизни необходим внешний источник Энергии. На Земле, как правило, это Солнце. Энергия Солнца аккумулируется зелеными растениями и передается далее по трофическим цепям. Но ведь так было не всегда! Первые живые организмы на Земле были гетеротрофами, живущими за счет готовых органических веществ "первичного бульона". Лишь когда "запасы" этих первичных органических веществ исчерпались, живые организмы были вынуждены перейти к автотрофному типу питания. С тех самых пор - Фотосинтез - основной, механизм фиксации и запасания Энергии в Биосфере. Но не единственный! Хемосинтез — способ автотрофного питания, при котором источником энергии для синтеза органических веществ из углекислого газа служат реакции окисления неорганических соединений. Хемосинтезирующие организмы могут жить в океанах на огромной глубине, в тех местах, где из разломов земной коры в воду выходит сероводород. Конечно же, кванты света не могут проникнуть в воду на глубину около 3—4 километров (на такой глубине находится большинство рифтовых зон океана). Таким образом, хемосинтетики — единственные организмы на Земле, не зависящие от энергии солнечного света.

В океане Европы почти наверняка (из-за огромного приливного воздействия Юпитера) имеются подводные вулканы, на которых могли бы сформироваться сильно неравновесные условия для существования Жизни - по типу земных экосистем Черных Курильщиков.

Ну... Чисто Гипотетически)))

Изображение
Аватара пользователя
Хамедафна
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: Чт сен 29, 2011 9:49 pm

UNREAD_POST Дмитрий Якубов » Пт окт 14, 2011 9:06 pm

Хамедафна писал(а):Вот обычная схема строения СС. Не очень эффектно, но наглядно (что бы ни чего не забыть).

Схема замечательна таким балансом: есть и полнота, и подробности. И схема не слишком сложная, обозримая.
Но есть тут (как и во всех подобных схемах) ловушка. Дайте любому человеку, взрослому или ребёнку -- неважно, футбольный мяч. Это будет Земля. Теперь спросите:
-- какого размера Луна, на каком она расстоянии от нашего мячика?
Теперь мячик это Солнце.
-- какого размера Юпитер и Земля, например? На каком они расстоянии от нашего Солнца.
Если отвечать интуитивно, не начиная вычислений, то правильных ответов не будет, даже если ошибку ВДВОЕ считать правильным ответом. Попробуйте на себе! И окружающим не откажите в удовольствии.

Почему получаются такие ошибки?

Во-первых, потому, что наш привычный, житейский масштаб АБСОЛЮТНО несоизмерим даже с самыми скромными космическими масштабами, нам не за что «зацепиться».

Вот маленькое видео. Взрослым оно поможет понять, что привычным способом -- сопоставлением -- НЕВОЗМОЖНО представить масштабы не только Вселенной, но даже отдельных её объектов. Детям оно ни чем не поможет :( .

Изображение
Упс-с видео не работает. Завтра разберусь...

Во-вторых, потому, что нам часто показывали в детстве рисунки и схемы, где последовательность расположения (а иногда и пропорции) космических тел соблюдены, но НИКОГДА не выдержаны в масштабе расстояния между ними.

Вот поэтому мы и не понимаем, что живём фактически в ПУСТОТЕ.

Развивая дальше эту тему можно:
-- показать, как избежать грубой ошибки. Надо соотнести видимые (угловые) размеры Луны или Солнца в реальности и в модели. Если в жизни мы видим Луну и Солнце размером примерно 0,5º, то и маленькие человечки на нашем футбольном мяче тоже должны видеть своё Солнце таким же.
-- рассказать, что пользуясь только такими самыми общими геометрическими соображениями и, так называемой теоремой Пифагора, греки смогли измерить все основные размеры нашей Солнечной системы! Кстати, довольно точно.


Хамедафна писал(а):А есть на форуме физики?!

На форуме всё есть, а в чём вопрос?

PS.
Загадочная Хамедафна, а как Вас зовут?
И Вы по правде полуядовиты? Или так, для кокетства?
Раскройте своё имя. Мне просто неудобно, что я не знаю, как обращаться к Вам на форуме!

С уважением,

Дмитрий.
Аватара пользователя
Дмитрий Якубов
 
Сообщения: 264
Зарегистрирован: Пт сен 11, 2009 11:03 pm
Откуда: Музей "СФЕРА"

UNREAD_POST Дмитрий Якубов » Сб окт 15, 2011 6:17 pm

Дмитрий Якубов писал(а):-- рассказать, что пользуясь только такими самыми общими геометрическими соображениями и, так называемой теоремой Пифагора, греки смогли измерить все основные размеры нашей Солнечной системы! Кстати, довольно точно.

Кстати, довольно неточно! Но я так восхищаюсь самим методом, что память дала сбой. Ничего они там точно, кроме радиуса Земли на измерили. Но подходы вдохновляют! Подробнее можно про это причитать в книге Ивана Дмитриевича Рожанского "Античная наука", Глава "Астрономия", стр 145. Скачать книгу

Вообще, это замечательное упражнение для детского летнего отдыха.
1) Измерить радиус Земли
...а) подручными средствами;
...б) средствами, которые были доступны древним грекам. А им, например
.. ....не были доступны бинокли и подзорные трубы, которые очень упрощают дело.
2) Измерить основные расстояния в системе Солнце, Земля, Луна? Те же
. ..подпункты а) и б).

Если кто-то кричит "Я знаю", имея в виду метод Эратосфена, например, то ему даётся дополнительное задание: придумать ещё один метод. Мне кажется, кроме классических, есть ещё по меньшей мере два пригодных решения задачи 1-а.
Аватара пользователя
Дмитрий Якубов
 
Сообщения: 264
Зарегистрирован: Пт сен 11, 2009 11:03 pm
Откуда: Музей "СФЕРА"

UNREAD_POST Хамедафна » Чт окт 20, 2011 10:04 pm

Дмитрий Якубов писал(а):
-- показать, как избежать грубой ошибки. Надо соотнести видимые (угловые) размеры Луны или Солнца в реальности и в модели. Если в жизни мы видим Луну и Солнце размером примерно 0,5º, то и маленькие человечки на нашем футбольном мяче тоже должны видеть своё Солнце таким же.
-- рассказать, что пользуясь только такими самыми общими геометрическими соображениями и, так называемой теоремой Пифагора, греки смогли измерить все основные размеры нашей Солнечной системы! Кстати, довольно точно.


Хамедафна писал(а):А есть на форуме физики?!

На форуме всё есть, а в чём вопрос?


Браво! Примерно в этом вопросы и заключаются!
И вот еще: "из умной книги"

"Давным-давно, очень молодая, все еще раскаленная и едва начавшая покрываться тонкой коркой остывших пород, наша Земля испытала столкновение с неким планетоидом (размером с Марс). Удар вновь раскалил Землю, привел ее вновь в жидкое состояние и выбил из нее некоторое кол-во вещества, из которого со временем сформировалась Луна. Первоначально Луна находилась гораздо ближе к Земле, но за миллиарды лет под действием приливных сил постепенно переместилась на свою теперешнюю орбиту...

...Луна удаляется от Земли примерно на 3 см в год - и виноваты в этом приливные силы. Известно, что для того что бы перевести объект с низкой орбиты на высокую, требуется затратить Е. Откуда она берется?
Суммарная энергия системы "Земля-Луна" не меняется. Луна по немногу удаляется от Земли, а в качестве компенсации вращение Земли постепенно замедляется (В начале Мz длина суток была 22ч). Механизм этого процесса - приливные силы. Под действием Луны не только Океан, но и земная поверхность вспучивается горбом в сторону Луны(но естественно что он намного ниже жидкого). Земля не может мнгновенно менять свою форму, а движение Луны отстает от вращения Земли. Из-за этого наивысшая точка приливного горба опережает Луну примерно на 3 ч. Как следствие, вектор тяготения, действующий на Луну, направлен не точно к центру Земли, а слегка смещен в сторону приливного горба. Состовляющая вектора тяготения, названная горбом, действует в направлении движения Луны, мало-помалу заставляя ее двигаться по все болле высокой орбите... Это продлиться до тех пор, пока длительность суток не сравняется с продолжительностью лунного месяца - Луна будет примерно в двое дальше и все время будет находится над одной точкой земной поверхности."

Можно это как-то объяснить на пальцах? А то я сама не понимаю :oops:

P.S.
Я Таня! И совсем не ядовитая! Ну по крайней мере до багульника мне далеко :D
Аватара пользователя
Хамедафна
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: Чт сен 29, 2011 9:49 pm

UNREAD_POST Николай Ковылов » Чт окт 20, 2011 10:49 pm

для доказательства движения плит и изменения поверхности планеты может быть хороша такая картинка:
http://www.ecosystema.ru/07referats/01/dvoiak.htm

про двоякодышыщих вообще много интересного можно рассказать
Аватара пользователя
Николай Ковылов
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: Чт сен 15, 2011 3:46 am
Откуда: Сергиев Посад

UNREAD_POST Дмитрий Якубов » Чт янв 05, 2012 3:03 pm

Совсем из другой ветки: (см. здесь-> )
Елена Гаазе писал(а):Начиталась тут всего - страшно интересно. Вот что еще пришло в голову: было бы здорово сделать познавательный буфет.
Кулинария — это же сплошные чудеса, которым на самом деле есть объяснение.
...

Я с Леной полностью согласен. Буфет тоже должен быть познавательный. Мой рецепт познавательного астрономического кофе. Заварите кофе, добавьте сахар по вкусу. Хорошенько размешайте, даже если пьёте кофе без сахара. Долейте в середину чашки сливки (обязательно холодные). Получится кофе со спиральной галактикой.
Вопросы:
1) Почему в этом опыте сливки должны быть холодные, а кофе горячий?
2) Какое отношение (за пределами нашей чашки) Галактика имеет к молоку?
3) Почему на карусели людей расталкивает от центра к периферии, а в чашек чая, когда размешиваешь сахар, чаинки собираются в центре дна а не у края?
4) В чашке плавает кусочек пробки. Если начать размешивать воду в чашке, где этот кусочек окажется -- у края или в центре? Почему?

Ну и напоследок, угощайтесь:
Изображение
http://www.rulez-t.info/creative/17825- ... -kofe.html
Аватара пользователя
Дмитрий Якубов
 
Сообщения: 264
Зарегистрирован: Пт сен 11, 2009 11:03 pm
Откуда: Музей "СФЕРА"


Вернуться в Вселенная – Солнечная система – Земля

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron